Платон

Платон

Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий» тут.

Душа как термин

Учение души Платона – это скорее философские рассуждения. Он считал, что душа – это вечное существо. Которое поселяется в наших тленных телах, и помнит все, что происходило с ней до очередного тела. Получается, что человеческая душа реальна? Кстати, к этому утверждению приходят и наши ученые, они считают, что душа – это существо, которое живет в нас до того момента, пока наше тело в состоянии пребывать во здравии, когда же оно заболевает и умирает, душа покидает его и перерождается. Хотя, эти утверждения, научно не подтверждены, это всего лишь теория. Давайте же немного окунемся в прошлое и узнаем, чем именно Платон считал человеческую душу.

Во-первых, Платон делил души на три вида, или деления. Несмотря на странность терминологии, это деление Платоном души на 3 части достаточно логично. Сила желательная – точнее, желающая; сила раздражительная – “яростная” по Платону, оценочная, реактивная, гневающаяся, отвергающая всё нежелательное и – сила мыслительная. От того, куда человек направит свою волю, зависит и то, кем он становится: или сибаритом, или волевым, а лучше всего, как считает Платон, – философом. Саму душу Платон делит на 3 части, причем и здесь отражается его дуалистическая исходная посылка. Собственно божественное начало души: разум; то, что принадлежит к миру чувственного восприятия: более благородное начало – ярость; более низкое– вожделение. Это тройственное деление души на разум, ярость и вожделение Платон выражает символом упряжки и возничего: разум – это возничий, ярость – послушный конь, а вожделение – непослушный.

Во-вторых, каждую из 3 частей души Платон наделяет добродетелью: задача разумной части человеческой души – приобретать мудрость; ее добродетель – мудрость; задача яростной части – истово слушаться разума; ее добродетель – мужество; но и вожделению приходится прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель – сдержанность. Эти 3 добродетели, связанные с соответствующими частями души, Платон подчиняет 4-ой: добродетели справедливости. Она правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи. Как раз в этой добродетели особенно ярко проявляется склонность греков отождествлять добродетель с умеренностью и гармонией. Эти 4 добродетели еще и сегодня называют кардинальными добродетелями. Из разумности царства идей следует не только постулат о примате разума и его конкретизации в кардинальных добродетелях. Другое следствие первенства интеллигибельного мира духа – обесценивание всего плотского. Здесь антропология и этика Платона совпадают с его точкой зрения на познание: чувственный мир способен давать не истинное познание, но только ненадежное мнение.

То есть, простыми словами можно сказать, что Платон душе придавал характерные черты. То есть, какова душа, таков и человек. Такой у нее внутренний мир и характер. Получается, все человеческие черты от его души. Наполненность его знаниями, или же гневом не приходит со временем, а таиться в нем с детства, с того самого момента, когда к нему пришла душа. Она же именно этими чертами наполнена. И они, черты, не могут преобладать в ровной мере. Обязательно, какая-нибудь из них должна быть ярко выраженная. Так что, как говориться кто рожден летать, ползать не будет.

 

 

 

 

 

 

platon-filosof.ru.ru Все права защищены © 2006 Платон :: Истина в неверном