Платон

Платон

Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий» тут.

Платон о душе и человеке

Учением Платона представлен объективный идеализм. Его самые известные сочинения – это «Законы», «Пир» и «Федр». В своей работе «Закона» философ ставит вопрос о том, как правильно понять, что такое Земля, Солнце, звезды, Луна и отвечает, что очень наивно считать их материальным телом. Они способны принимать движение, но не источник его. Источник движения он называет душой, и она вне их.

Платон о душе говорит, как о способном двигать само себя. Душа, по его мнению, - это причина различного перемещения вещей и всех изменений. Душа правит всем в мире с помощью движений: усмотрение, желание, забота.

Земля, Солнце и т.п. – это только формы души. Она первична, а материальное тело вторично. Философ ставит проблему соотношений материального и духовного и делает вывод о божественности души, которая скрывается за материальным телом.

Забота о душе

Принимая идею Платона о душе, о ее бессмертности и понимая, что смерть может отнять все, но не душу, философ приводит к мысли, что главная забота человека на протяжении жизни – это его забота о душе.

Такая забота включает в себя очищение души, высвобождение от чувственного в стремлении соединиться с духовным миром.

Объяснение природы души, то, какая она сейчас и какой она была до нисхождения с наш мир, Платон отождествляет ее с Главком (морским божеством, к его тело за время пребывания в морской глубине прилипло много грязи). Он весь покрыт песком, ракушками и водорослями, а его тело изуродовано волной. Из-за этого Главк больше похож на чудовище.

Душа находится в похожем состоянии, она вынуждена стряхивать с себя все лишнее, что делает ее бесформенной и тяжелой, не дает возможность узнать самое себя. Душа требует очищения от всего, с чем срастается на протяжении многих своих перевоплощений.

К душе пристало немало «дикого и землистого», она терзается внутренними противоречиями. Платон сообщает, что внешне душа выглядит как одно существо, но на деле она представляет собой соединение троих: льва, человека и химеры. Неразумные люди кормят своих многоголовых зверей и морят голодом внутренних людей. Разумные люди, наоборот, стараются наладить справедливость в душе. Они укрощают львов, облагораживают все кроткое в химере, а также не дают развиваться диким качествам, губящим душу.

Философ подчеркивает, что душа может испортиться из-за несправедливости, трусости, невоздержанности, невежества и других пороков, которые делают ее узником тела. К этому всему стоит добавить чрезмерное себялюбие или эгоизм, который делает душу слепой. Так человек не видит собственного невежества, а личные представления об истине считает истиной.

У Платона очищение души связано с умственной и телесной дисциплиной, которая трансформирует человека внутренне и делает его подобным божеству. Справедливость, благоразумие, мудрость и мужество являются средством для такого очищения, говорится в «Федоне». Все такие достоинства – это цель философского поиска, а с очищением мы открываем их внутри нас.

 

 

 

 

 

 

platon-filosof.ru.ru Все права защищены © 2006 Платон :: Истина в неверном